Содержание
Алгоритмы ранжирования поисковых систем постоянно совершенствуются. Поисковики превратились в подобие живых организмов, умеющих самостоятельно анализировать информацию и выдавать правильные ответы пользователям. Несколько лет тому назад поисковые системы начали учитывать поведенческие факторы. Суть их заключается в следующем – нужно не просто привести посетителя на релевантную страницу, но и оценить, насколько полным был полученный ответ.
Основные поведенческие факторы
Поведенческие факторы сайта – это совокупность каких-либо пользовательских действий на его страницах. Это клики по внутренним ссылкам, переходы по ссылкам в поисковой выдаче, время просмотра страниц, процент отказов, общая посещаемость, глубина просмотра. Анализируя данные факторы, поисковые системы принимают решение о понижении или повышении той или иной страницы в поисковой выдаче. Вот как примерно работают алгоритмы:
- Пользователь вводит поисковый запрос и попадает на сайт с релевантным текстовым контентом, но не отвечающим на созданный запрос. Если он провёл на сайте меньше 15 секунд и продолжил кликать по другим ссылкам из выдачи, это значит, что он не нашёл ответа – алгоритмы принимают решение понизить страницу в выдаче;
- Пользователь вводит поисковый запрос и попадает на сайт с релевантным текстовым контентом, полностью отвечающим на запрос – человек получает полезную информацию, проводит на сайте несколько минут, смотрит ролики, переходит на другие страницы. Алгоритмы принимают решение о повышении страницы в выдаче или о сохранении текущего положения.
Конечно же, данная схема носит ориентировочный характер, но мы уже видим, как сделать страницу и сайт более привлекательным для поисковиков. Об этом мы расскажем чуть позже, пока же поговорим об основных поведенческих факторах.
Показатель отказов
Этому фактору вебмастера и оптимизаторы уделяют особое внимание. Если пользователь попадает на сайт и почти сразу же уходит с него, это можно означать одно – контент на странице хоть и релевантный, но он не полностью отвечает на поисковый запрос пользователя.
Время нахождения
Время просмотра всего сайта является очень важным параметром. Если пользователь провёл на сайте ограниченное время и вновь отправился анализировать поисковую выдачу и искать информацию, вполне вероятно, что выданная страница оказалась некачественной (как, вероятно, и весь сайт).
Глубина просмотра
Если вы сможете предложить пользователям качественный цепляющий контент, и сможете увлечь его на дополнительные страницы, то это плюс. Если просмотр ограничился одной страничкой, а время пребывания составило всего несколько десятков секунд, то это уже минус.
Клики в выдаче
Если пользователь не получает ответа на свой запрос и продолжает кликать по сайтам из поисковой выдачи, это означает одно – представленный ресурс не дал ответа на заданный запрос. То есть, если посетитель переходит обратно в поисковую выдачу, то это уже минус.
Социальная активность
Если пользователь воспользовался какими-либо социальными кнопками или виджетами, то это очень даже хорошо. Ведь это означает, что ему понравился контент и он решил им поделиться. Поэтому социальная активность очень важна – на многих сайтах пользователей призывают активно ставить лайки и делиться информацией в своём аккаунте.
Общая посещаемость
Довольно обобщённый поведенческий фактор, но тоже имеющий определённое значение. Было отмечено, что при наличии посещаемости из рекламных блоков Яндекс.Директ происходит общий подъём ресурса в выдаче по различным поисковым фразам.
Пользовательские действия
Существуют средства, позволяющие оценить действия пользователей на страницах. Кто-то из нас вчитывается в строки и водит по ним мышкой, кто-то смотрит видео, а кто-то аккуратно скроллирует страничку, внимательно читая текст – это уже плюс. Если пользователь зашёл на страницу с длинным полотнищем текста и застрял на несколько минут, то это может оказаться минусом. Ещё один минус – если пользователь проскроллировал страницу до конца и тут же вернулся обратно.
Улучшение поведенческих факторов
Представители Яндекса говорят, что в действительности факторов гораздо больше, и каждая страница оценивается по гигантскому количеству параметров. Всё это указывает на сложность алгоритма. И даже две одинаково хорошо оптимизированные страницы могут оказаться в десятках мест друг от друга, так как поведенческие факторы – это не единственные факторы ранжирования. Но давайте посмотрим, что нужно сделать, если статистика с Вебвизором показывают, что пользователям совсем не нравится ваш сайт:
- Поработать с контентом – страница должна быть релевантна не только технически, но и по смыслу. Сделайте так, чтобы она давала максимум информации по запросу;
- Увеличить глубину просмотра – предложите пользователям дополнительный контент;
- Задержать посетителя на странице – предложите ему рассмотреть иллюстрации или видеоролик;
- Сменить хостинг – страницы должны грузиться быстрее, чтобы пользователь не закрыл окно браузера, утомившись ожиданием (ещё один фактор);
- Постарайтесь привлечь посетителей к социальным кнопкам;
- Привлечь посетителей из альтернативных источников – это социальные сети, ссылки на других сайтах, прямые заходы.
Некоторые оптимизаторы активно используют для улучшения поведенческих факторов системы накрутки, но это большой риск – есть высокая вероятность того, что сайт попадёт под какие-либо фильтры и исчезнет из поисковой выдачи. Как утверждают представители Яндекса, у них имеются отличные инструменты по выявлению случаев накрутки поведенческих факторов.